Добавить свою статью
30 Октября 2013
22 года независимости: что происходит в Кыргызстане?

Плохая бюрократия может цветущий сад

 превратить в пустыню, хорошая – пустыню

 превратить в цветущий сад

 

Из законов Сирила Паркинсона 

 

 

Идеологический контент:

Мой друг, успешный профессор Чикагского университета в США, с которым мы дружны уже более 40 лет, нукура - алайский кыргыз, патриот, который работает в сфере нано-технологий и обещает стать первым нашим соотечественником – лауреатом Нобелевской премии Джаныбек Адышев, который уже более 15 лет живет в Америке, озабоченно меня спрашивает, что же происходит в нашей стране? Я решил ему ответить через печать. И не только ему. Об этом я уже не раз докладывал на разных научных конференциях в разные годы до того, как стал национальным политиком и еще раз повторюсь… Потому, что не могу быть до сих пор услышанным…

 В Кыргызстане более 20 лет независимости правит бюрократия, котора превращает нашу страну в пустыню. Имя правящему классу Кыргызстана – конформистское чиновничество и компрадорская (торговая) буржуазия. Наукой управления замечено, что самой патриотической, государственнической буржуазией является производственно-индустриальная буржуазия. Самой непатриотической является торговая буржуазия, которая гипотетически ориентирована на обслуживание интересов иностранных партнеров, внешнего мира. Следовательно, очень важно, чтобы в стране быстро развивалась производство-ориентированная буржуазия.

Сейчас в стране идут не просто какие-то реформы, в котором могут принять участие какие-то кадры. В стране идет модернизационный  процесс перехода от традиционного и советского общества к современному обществу, происходит смена ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Суть его заключает­ся в преодоление патернализма и гражданской трансформации общества. Этот процесс связан с признанием и распространением демократии как инструмента и как формы политической самоорганизации общества. Разложение традиционализма приводит людей к необходимости отстаивать свои интересы и признанию демократических свобод. Однако, противоречивое сочетание традиционализма и либерализма, создает определенную напряженность и неустойчивость в обществе. Это выражается в переоценке традиционных ценностей и поисках национальной повестки дня. От ее формулировки будет зависеть стратегия развития нации.

Этим поиском и занята по­литическая и интеллектуальная элита Кыргызстана. Однако, незнание или игнорирование национального опыта приводит к появлению аутентичных вариантов, трудно объяснимых с позиций западной традиции.

Под влия­нием демократии традиционализм трансформируется, приоб­ретая ситуативный характер и демонстрируя прагматичность. Либеральные представления, наслаиваются на традициона­листские или сочетаются с ними, что приводит к их примити­визации. Представления о демократии отличаются формаль­ностью и архаичностью, что не позволяет этим ценностям трансформироваться в поведенческие установки элиты, общества

Возрожденные смыслы подтал­кивают систему назад, к прошлым формам (курултаи, люстрации, деление на врагов и друзей, своих и чужих). Традиции, находясь вне зоны критики, порождают архаизацию общества и мышления. Происходит вторичная традиционализация, когда традиционные нормы и представления оказываются достаточно жизнеспособными, чтобы не только сохраняться, но и распространяться на новые сферы жизнедеятельности.

Усиливается внутренняя конкуренция, которая возникает в результате усилившегося движения села в город. Образуется не­сколько центров, в которых осуществляется модернизационный процесс, основанный на формальных правилах, а вся страна живет на неформальных социальных контрактах.

Противопоставление индивидуализма, присущего либерализму, и коллективизма, как ценности традиционного общества, становится освобождение лич­ности от всех норм.  

В этих условиях активизируются силы тра­диционной реакции. В этой связи актуализируется поиск тех традиционных ценностей, которые будут способствовать целям модернизации

Усиление рациональных компонентов, критический анализ традиций и инноваций позволит найти оптимальную степень синтеза свободы и ответственности, выводя общество из состояния хронической неустойчивости.

 

Практический контент:

Хотим отметить, что у кыргызов отсутствуют глубокие традиции государственной службы. Кыргызы на протяжении многих веков и тысячелетий входили в состав различных государственных образований в виде кочевых и аморфных союзов племен. Эти государства не имели классических форм, собственной бюрократии, профессионально действующего госаппарата, которая служила бы государству. У французов, русских, персов, китайцев и др. все это было, было сословие дворян, которые служили государству, были преданы ему, были обязаны служить государю и отечеству, знать грамоту, учиться и т.д.  У кыргызов не было такой службы. Были только писари и прочие мелкие клерки, которых нельзя назвать правящим классом. Собственная бюрократия у кыргызов не сложилась и в годы царизма, слишком тонким слоем она оказалась. А затем поголовно была репрессирована в годы советской власти. Отсутствие патриотической бюрократии сильно сказывается сейчас, в период распада советской государственности и возникновения нового типа государственности, когда происходит смена идеологических систем и ценностей. В условиях рыночных отношений, где существует культ денег, интеллигенция уступила олигархам и чиновникам-конформистам свою роль морального и общественного ориентира, ведущей политической силы, способной управлять обществом и государством на основе Знаний и Знания. Их место заняли нувориши, случайные люди, далекие от Знаний, которые руководствуются в политике своим ничтожным личным опытом и эмоциями.   Это и является самой большой проблемой современного Кыргызстана, который в течение 20 лет независимости не может выйти на орбиту развития, хотя бы как наши соседи по региону.

Мы застряли в транзитном периоде, как многие африканские страны, добившиеся в 60-70 гг. 20 в. своей независимости. С тех пор там мало, что изменилось – голод, болезни, нищета, тирания…

В политологии первый этап развития называется «этапом малого государства», когда актуальными являются вопросы геральдики, национальных символов, государственного устройства, форм правления и проч. государствоведческая атрибутика. Мы до сих пор всерьез обсуждаем эти вопросы, хотя время, отведенное на дискуссию, уже давно прошло. В этом отличие нашего государства от соседей, которые уже полтора десятка лет тому назад перешли ко второму этапу – «этапу развития», а некоторые переживают третий, четвертый и даже пятый этапы развития. 

В годы сталинизма сложилась т.н. конформистская бюрократия, которая была готова служить хоть кому, лишь бы быть при власти и собственных интересах. Отсюда, невысокие моральные качества и плохая образованность чиновников. В таком виде она сохранилась и сейчас. Этим объясняется то, почему после т.н. «революций», они толпами перекочевывают из одной команды в другую. Характерные признаки такой бюрократии – безынициативность и боязливость, равнодушие к государственным интересам, коррупционность и продажность.

Поэтому очень важна подготовка (воспитание) новой бюрократии, которую называют «гражданской» или «ответственной».

Cтране нужны не яркие популисты и политические шарлатаны, а управленцы-реформаторы, умеющие ставить цели и добиваться их, жестко защищающие национальные интересы, обладающие экспертным мышлением, логическим, системным и научным подходами. Нужны руководители, могущие приехать на работу на мотоцикле или велосипеде, которые садятся за штурвал самолета, играют и поют на современных музыкальных инструментах... То есть нужны современные харизматические руководители, менеджеры, чтобы создать эффективную систему управления страной.

В  Кыргызстане в настоящее время сложилось неэффективное бюрократическое государство постсоветского типа. Не партии и кланы правят в стране, а конформистская бюрократия вкупе с олигархами и криминалитетом, которая в ее нынешнем качестве стала главным тормозом в процессах модернизации страны.

В Кыргызстане за годы независимости произошло слияние конформистской бюрократии с олигархией, кланами и преступным миром в один правящий антинародный класс. Поэтому, даже после двукратной насильственной смены власти, в Кыргызстане ничего не изменилось. Даже персоны не изменились. Все те же лица, которые и раньше ничего существенного не добились. Продолжают процветать коррупционные системы, взяточничество, бюрократизм и профессиональная некомпетентность. 

Поэтому важно начинать реформы с системы управления. Если система управления не будет эффективной, то плачевно закончатся все начинания.

Качество власти ухудшается, ибо на волне революции во власть приводят много случайных, а подчас  и  психически больных людей, о чем свидетельствует появление людей с мессианским мышлением. Опыт показывает, и не только наш собственный, что в ходе социальных потрясений из власти всегда  вымываются, главным образом, профессионалы и люди принципов. Конформисты находят тысячи путей вновь вернуться во власть. Деградация и депрофессионализация власти усугубляется культурным разрывом между поколениями управленцев, падением роли науки и образования, духовных ценностей.

Приходят новые лица с иной мотивацией и духовной ориентацией. Главная для них ценность, ни права человека, как на Западе, или, государство, как на Востоке, а нарубить (не заработать) «бабло». При таких обстоятельствах, ускорение «смены элит», о необходимости которой говорят лидеры молодежных группировок, может привести к еще большим негативным последствиям.

Смена элит должна состояться не по критериям возраста, а по критериям – качества и личных заслуг.

Сейчас в целом не произошло смены элит, чем особенно недовольны лидеры молодежных организаций, которые уже созрели выполнить роль китайских «хунвейбинов» и «цзяофаней», если найдется подходящий лидер, готовый воспользоваться их услугами. За прошедшее время не появилось ни одной яркой новой личности, известной своими выдающимися качествами и заслугами. Кыргызстаном все еще правят кадры брежневского призыва. А если нет смены элит, то нет и не будет перемен. В Восточной Европе, республиках Балтии, Молдове, Грузии за 20 лет сменилось четыре поколения элит. Будущее человечества, считает футуролог Збигнев Бзежинский, зависит от качества элит.   

Власть в Кыргызской Республике плохо обучена и образована. 

Необученная власть все время изобретает велосипед, начинает с чистого листа, бежит на месте, не знает, что делать и как делать? Поэтому у населения нет уверенности, что такая власть способна вытащить страну из кризиса и обуздать коррупцию. Этим объясняется захватившая страну митинговщина.

Политическая система продолжает оставаться закрытой и невосприимчивой к внешним и внутренним угрозам и вызовам

Население в целом занято выживанием и адаптацией к новым условиям. Сохраняя в целом патерналистские представления, общество слабо уча­ствует в процессе модернизации, предоставляя конформистской бюрократии, как и прежде, широкие возможности для проведения реформ в своих личных интере­сах. Несмотря на двукратную насильственную смену власти, Кыргызстан продолжает оставаться бюрократическим государством, а конформистская бюрократия – выступает в качестве правящего класса.

С этим связан феномен хреодного эф­фекта, когда постоянно воспроизводится неудачный институци­ональный выбор.

Ошибка первоначального выбора закрепляет­ся блокировкой интересами групп, которые получают доходы на установленной системе правил. В результате происходит сращивание власти и бизнеса (собственности), что не позволяет модер­низировать общество.

Сейчас все высшие руководители страны – представители бизнеса. Солидно представлен бизнес в правительстве, парламенте и на местах, о чем свидетельствуют публикации их ежегодных доходов. Это и есть олигархия - худшая форма правления по Платону и Аристотелю, т.е. в Кыргызстане создана и продолжает существовать политическая система, прямо противоположная демократии.

Власть теряет рычаги управления над своей территорией, о чем свидетельствует сложившаяся система коллективной безответственности, итоги последних местных выборов, неспособность лидеров договариваться между собой, отсутствие вот уже третий год конституционной палаты, кризис экономики, неудачи в судебной реформе… Страна экономически пятится назад,[1] движется нестабильно, неуверенно, рывками и  с надрывом. Задача роста ВВП в 7,5% объявлена амбициозной, хотя, по прогнозам ученых, даже при ежегодном росте ВВП на 10%  Кыргызстан войдет в число  ныне среднеразвитых стран лишь к концу 21 в.

Предложенные ранее программы, концепции, планы, а также новая «Программа 100 дней» и т.н. «Среднесрочная стратегия на 2012-2014 гг.» (хотя по срокам она должна быть краткосрочной), «Стратегия устойчивого экономического развития» и др. свидетельствует о продолжающейся некомпетентности и слабости правительства в проектной деятельности.

Причем, в них опять повторяются те же постулаты, которые не принесли успеха в прошлом. Хотя в условиях глобализации стране требуются нестандартные подходы и решения, «обгоняющая стратегия развития», вместо применяемой сейчас и заведомо бесперспективной  «догоняющей» стратегии. Например, СССР все время пытался догнать и перегнать Америку и ничего из этого не вышло. 

Все это создает сильную тревогу за будущее страны, ощущение неустойчивости и слабости власти и объясняет активность оппозиции, которая будет нарастать.

Хорошее и эффективное управление – это открытое и прозрачное управление. Поэтому есть предложение объявить 2014-2017 гг. четырехлеткой открытого и прозрачного управления, чтобы наконец сломать хребет пагубной системе управления, тянущей страну назад. Поиски рационального варианта выхода из неустойчи­вого состояния осложняется возрастанием роли бессознательного.

В политический процесс в ходе т.н. «революций» вовлечены большие группы людей (молодежь, безработные, маргиналы, криминалитет), обладающие незрелым сознанием, жаждущие активных действий и удовлетворения личных амбиций.

В стране с избытком «спасителей» и «мессий», но катастрофически не хватает лидеров, могущих управлять переменами, знаниями, мыслящих рационально и нестандартно.

Зрелые люди пассивны, т.к. они видят, что опять идет обычная борьба за власть, за место во власти, за деньги и имущество.

Хорошим комментарием к сказанному служит грабеж банковских ячеек и продолжающийся передел собственности. 7 апреля люди еще умирали на площади, а некоторые революционеры уже чистили банки и переписывали на себя чужую собственность.

Сокрушительный удар по управлению был нанесен в связи с поспешным, недостаточно продуманным и подготовленным переходом к парламентской форме правления и передачей кадровой политики в руки политически незрелых, аморфных, недемократических и вождистских партий, у которых нет своего профессионального кадрового потенциала.

Причем, была выбрана (или навязана) такая модель парламентаризма, в основе которой лежит политический конфликт, а не взаимодействие между исполнительной и законодательной ветвями власти, что очень важно для обеспечения политической стабильности Кыргызстана. Отсюда, постоянная волна кадровой чехарды и потеря управляемости страны. Потрясения не кончаются и не завершатся в будущем.  

В стране сейчас наблюдается постепенное движение в сторону анархии и охлократии, форме осуществления политической власти, возникающей в результате непоследовательного и неупорядоченного развития демократических тенденций после падения старого коррумпированного политического режима, когда реализуются стихийные, противоречивые и разрушительные акции по отношению к обществу и государству. В условиях глобализации (вестернизации, исламизации и китаизации и т.д. и т.п.) это может привести, в худшем случае, к утрате национальной государственности, и, в лучшем – к периферизации страны, что особенно остро актуализирует задачу создания эффективного правящего класса, эффективной бюрократии.

Задача построения демократии и рыночной экономики не решается за один день, она требует постепенной трансформации существующих государственных и общественных институтов, наполнения их тем содержанием, которое вкладывается современными развитыми демократиями при сохранении своих национальных особенностей.



[1] Как свидетельствует академик Т.Койчуев, Кыргызстан находится сейчас в числе 12 самых бедных стран мира. В это время Казахстан движется вперед, в клуб 50 самых развитых стран мира.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

18-03-2024
Уроки истории. О великих, изменивших историю
486

15-03-2024
О возрождении кыргызской государственности и ее внешнеполитических делах
645

09-03-2024
Уроки истории. О гении политики
662

06-03-2024
Уроки истории. Кто виноват и что делать?
741

05-03-2024
Уроки истории. Краткие этюды
820

01-03-2024
Уроки истории. О роли просветительства
593

29-02-2024
Уроки истории. Как стать сильным
648

29-02-2024
Уроки истории. О возрождении кыргызской государственности. К 100-летию образования Кара-Кыргызской АО
1473

28-02-2024
Уроки истории. О простоте и трудолюбии правителей
611

27-02-2024
Уроки истории. Размышления о происходящем и преходящем
560

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×