16+
Садык Шер-Нияз
Сегодня в рубрике «Люди Кыргызстана. Личная история» о себе рассказывает режиссер фильма «Курманджан Датка», учредитель фонда сказителей «Айтыш» и литературного клуба «Калемгер», основатель фестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», владелец студии «Айтыш-фильм», председатель Союза кинематографистов Садык Шер-Нияз.

Несколько лет назад в рубрике «Люди Кыргызстана. Личная история» было опубликовано интервью с Садыком Шер-Ниязом.
Предлагаем его снова вашему вниманию.

Сегодня в рубрике «Люди Кыргызстана. Личная история» о себе рассказывает режиссер фильма «Курманджан Датка», учредитель фонда сказителей «Айтыш» и литературного клуба «Калемгер», основатель фестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», владелец студии «Айтыш-фильм», председатель Союза кинематографистов Садык Шер-Нияз.

- После того, как «Курманджан Датка» не вошёл в шорт -лист премии «Оскар», посыпались очень недоброжелательные комментарии о фильме и о вас. Было похоже не на огорчение, не на разочарование, а на злорадство. Как вы восприняли эту реакцию?

- Я это переживу. Надо идти вперед. Если бы фильм вышел в номинанты на «Оскар», то все равно нашлись бы люди, которые сказали бы: «Ну и что, что в шорт -лист вошли? Все равно сняли ерунду». Сейчас говорят так: «Ну и что, что народ ходит на фильм? Он на все фильмы ходит и туда пошел тоже. Тоже мне фильм».

Тринадцать недель «Курманжан Датка» в лидерах проката. «Интерстеллар» не перебил этого лидерства. Только «Голодные игры» и только на одну неделю. А потом снова «Курманжан Датка» вышла вперед.

И все равно ничего не докажешь. Сложно убеждать...

Наши соседи казахи, Олжас Сулейманов например, прослезился и какие теплые слова сказал о фильме. Гульнара Абикеева, казахский эксперт, очень авторитетный специалист в кино, напрямую сказала, что казахские фильмы «Кочевник» и «Мин Бала» и близко не тянут на уровень «Курманджан Датки». Жандос Темиргали, Асаналы Ашимов признают превосходство нашего фильма. А в Кыргызстане вот такое отношение.

- Почему у нас не поддерживают своих?

18
на съемках

- Сказать, что нет поддержки тоже нельзя. Многие поддерживают. Об этом говорит и то, что фильм столько времени продержался в лидерах проката и реакция зрителей. Но когда первую волну критики подняли наши молодые политики я был в шоке.

- А кто именно?

- Тот же Адиль Турдукулов. Эдиль Байсалов написал огромную статью. И другие: Атай Садыбакасов, Илим Карыпбеков...

- Какие претензии были к фильму у ребят? За что критиковали?

- За многое. Один говорил, что Алымбек Датка был убит сзади из лука. Другой заявил, что фильм снят по роману Туголбая Сыдыкбекова. Третий написал, что природа Семеновского ущелья в фильме ему не очень понравилась. Где они там увидели Семеновское ущелье? Четвертый написал: «В этом фильме, честно говоря, очень много слезодавки и рассчитан он на недалекого зрителя».

А его мать сидела рядом с ним на показе и тоже плакала, и аплодировала. И сколько еще людей стоя аплодировали. Назвать их всех недалекими...

Когда они стали критиковать, путая имена Тологона Касымбекова и Туголбая Сыдыкбекова, путая смерть Алымбека с Алымкулом, я просто ужаснулся. Что это? Почему такая агрессия? В политике, это, наверное, допустимо, но кино - это другое. В кино нужно иметь хотя бы начальное образование, чтобы оценку давать.

сша2
на презентации фильма "Курманжан Датка" в Америке

Это было сумасшествие. Все ринулись на фильм со своими мечами, топорами, дубинками, дрелями и отвертками. Атака критики. Мне надо было просто отмолчаться и молить Бога, чтобы правда восторжествовала.

Должны были сказать свое слово профессиональные критики.

Что потихоньку и начало происходить. Г.Толомушева, И.Стишова, Т.Ибраимов высказались насчет фильма.

Потом уже казахские кинематографисты дали оценку. «Голливуд репортер» о нас написали. «Лос-Анжделес Таймс» назвал фильм волнующим эпиком. Снятый за один миллион долларов фильм называют эпиком не кыргызы, не казахи, а американцы. Это же фантастика!

Шэрон Стоун была без ума от фильма. Я не ожидал от нее, честно скажу. Думал, что она просто формально придет на просмотр, как представитель фонда по защите прав женщин. Ее же никак не заставишь похвалить фильм, если ей не понравится.

Так она была просто в восторге. Настолько хорошие слова говорила про фильм. Интервью о нас дала каждому американскому каналу. Вот тогда я стал успокаиваться насчет критики.

- Вы платили деньги Шэрон Стоун за презентацию?

-PICT0477 Это там недопустимо, даже не этично. Дело в том, что все большие звезды занимаются благотворительностью. Мы приглашали их через из их же благотворительные фонды. Направили письма Мэрил Стрип и еще нескольким знаменитым людям. Но перезвонил к нам именно менеджер Шэрон Стоун, сказал, что она хочет сначала посмотреть фильм. Мы выслали диск. Она посмотрела фильм и сообщила, что придет на премьеру. Мы не верили в это до конца. Это было настолько нереально. Но она пришла. И я ей очень благодарен.

- Как вы рассматриваете историю фильма «Курманджан Датка» в Голливуде?

- Все было закономерно, что касается фильма. Это не первый фильм, который представлен от Кыргызстана на «Оскар». Ранее это были «Беш Кемпир», «Пустой дом», «Тенгри». Но «Курманджан Датка» - первый фильм, с которым более или менее шла работа по продвижению в Америке.

Было ясно с самого начала, что будет такой исход. И я об этом не раз говорил в моих интервью. Когда первоначально СМИ оповестили о номинации на Оскар» я сразу сказал, что это только лонг-лист, а не номинация. В лонг-лист входят все фильмы представленные на премию «Оскар».

Я не знаю каковы были прогнозы по предыдущим фильмам. Но наш фильм достойно держался на 15-16 местах.

Понимаете, что это такое? Там мировые шедевры входят в двадцатку. Их представляют огромные страны. И попасть в прогноз «Голливуд репортер» на пятнадцатое место. Это многого стоит вообще-то.

монреаль
в Монреале

Тем более, когда не знают не то что фильм, но даже не слышали о такой стране, как Кыргызстан? Многие путали нас с Курдистаном, с другими странами. Не могли понять откуда мы вообще взялись.

При этом наш фильм был показан больше десяти раз. Прокат шел целую неделю, это было условие «Золотого глобуса». «Курманджан Датку» посмотрели тысячи людей. Среди них киноэксперты, продюсеры, актеры, режиссеры, операторы. Все они подходили после показа, жали руки. Задавали вопросы о нашей стране. Приятно представлять нашу страну, нашу культуру, наш народ, нашу прекрасную природу. После просмотра столько желающих появилось приехать в Кыргызстан.

- Даже так?

- Да. Американцы новую страну открыли для себя с этим фильмом. Сейчас, благодаря «Курманджан Датке», мы на пороге больших перспектив. Впереди крупные совместные проекты. Я могу уже говорить о некоторых из них. В 2015 году начнется совместный кинопроект, в котором участвуют Америка, Ливан, Россия, Кыргызстан. Фильм называется «9 женщин». Элина Абай кызы уже приглашена туда американским режиссером , членом Академии «Оскар» Жоржем Шамшумом.

Также у нас появилась идея открыть и основать в Лос-Анджелесе Фестиваль Азиатских фильмов. И уже есть партнеры.

- Вы инициатор?

сша7
обнимая Шэрон Стоун

- Да. Это огромная ответственность и огромные средства. Но несмотря на это находятся заинтересованные люди и вполне реально, что этот фестиваль начнет работать уже в 2015-2016 годах.

Когда я продвигал свой фильм на «Оскар», то познакомился с членами Академии и «Золотого Глобуса» и понял одну вещь — азиатское кино там не раскрыто вообще, его не знают.

- Может тенденция такая? Любят больше европейское?

- Возможно, но Азия это почти шестьдесят процентов населения земного шара. А за всю историю «Оскара» всего два фильма из Азии получили эту премию. Большинство «Оскаров» получают страны Европы. Поэтому нужно заниматься продвижением азиатского кино. Я знаю найдется очень много сторонников и партнеров в этом деле.

- В Америке проявили интерес к Кыргызстану, как к возможности делать фильмы?

- С этим дело обстоит сложно. У нас база слабая. Сейчас мы только на стадии развития по обеспечению техникой, съемочной площадкой и инфраструктурой. Чтобы систему наладить уйдет много времени и это очень трудный путь. Нужна мощная государственная поддержка. Есть опыт Малайзии. Там существует специальная программа, по которой создателям

Петер Финн директор представительства Вашингтон Пост

в центре Питер Финн директор представительства

Вашингтон Пост

фильма государство возвращает сорок процентов расходов. Вы представляете? И такие законы приняты не только в Малайзии, но и в Южной Африке, в Болгарии, в скандинавских странах. Если мы хотим поднять съемочную площадку Кыргызстана на мировой уровень, то нужно разработать такой закон по которому будет возвращен какой-то процент денег, вложенных в создание кино. Тогда, может быть, появится надежда. В Малайзии, издавая такой закон, понимают, что они не теряют, а находят. Во-первых, они рекламируют свою страну и свою природу. Это означает развитый туризм. Сорок процентов возвращенных средств составляет очень малую сумму по сравнению с прибылью от туристов. Во-вторых, они обеспечивают работой свое население. Очень умный закон. А мы пока до этого не дошли, нам нужно работать еще очень долго в этом направлении.

- Расскажите о том, что вы делали в части продвижения «Курманджан Датки?

- Обычно мы посылаем фильм и ждем результата. А в это время огромные, очень профессиональные команды других стран работают. Потому что все понимают, «Оскар» - это честь. Чтобы продвигать на «Оскар» фильмы своих стран подключается их государственная машина.

DSC00801

Почему необходимо продвигать? Хотя бы потому, что, например, члены «Золотого Глобуса», а это около ста человек, должны просмотреть почти триста фильмов. У них, практически, нет времени увидеть все. И здесь помогает только реклама. Если вы прорекламировали свой фильм много раз в «Голливуд репортере», «Варьете» или «Лос-Анджелес Таймс», других газетах, то тогда ваш фильм академики посмотрят.

- Это стоило вам денег?

- Конечно. Много денег. И это личные средства. Я, конечно, не мог конкурировать с государственными машинами других стран. Но что было в моих моих силах - делал. У других огромная дистрибьюторские компании работают. Sony Pictures, Paramount, Warner Brothers… - все продвигают свои фильмы. Они понимают, что если выиграют «Оскар», то это принесет многомиллионные доходы. И как вы думаете, сколько они вкладывают в продвижение?

Это такая игра. Она вроде и честная, и открытая, но упирается все в рекламу. Все это понимают. И я это понимаю. Но у меня было недостаточно средств.

- Просто так за бесплатно там статьи не публикуются?

IMG_5279
Ф.Бекмамбетов, С.Шер-Нияз, Г.Толомушева, Э.Абдыжапаров

- Конечно нет. Это стоит денег.

- А способен ли какой-нибудь суперфильм без продвижения достичь там наград?

- Практически нет. И на фестивалях тоже, например, в Каннах, Берлине, Венеции и др.

Имя, конечно, работает. Допустим, есть очень знаменитые российские режиссеры - Сокуров, Звягинцев. Некоторые фестивали заключают с ними договора еще на стадии съемок. Но несмотря на это, на них все равно работает огромная команда по продвижению.

- В Америке по продвижению фильма «Левиафан» тоже работала команда?

-Да, вкладывались огромные ресурсы. Большие развороты журналов – двойные, тройные — посвящались «Левиафану». Я вел примерную калькуляцию. Это гигантские средства. Также по «Зимней спячке» из Турции очень сильно работала команда, хотя их фильм и не попал в шорт-лист.

Там все продвигают свои фильмы. Это норма. Это правило.

И мы должны понимать, если мы снимаем фильм, то у нас должны быть деньги на его продвижение. Если бы не было такой широкой рекламы по первому каналу, то фильм «Сталинград» никогда не достиг бы таких кассовых сборов в России. Сейчас

IMG_6944
в центре С.Шер-Нияз и Т.Бирназаров

это работает и в Кыргызстане. У людей нет времени смотреть все тысячи фильмов, которые выпускаются. Поэтому нужно каждый день давать информацию о себе, чтобы посмотрели именно твой фильм. Время кино без рекламы уже отошло даже в Кыргызстане.

Если у наших авторов не будет пробивного продюсера, какой-бы гениальный фильм они не сняли, у них, практически, мало шансов. Это факт. И это условие игры. Мы никуда не денемся от этого. Нужно это просто принять.

- А если гениальный режиссер снял бесподобный фильм, но у него нет денег. Что тогда?

- Существуют дистрибьюторские компании, которым он может показать фильм. Если они увидят потенциал фильма, посчитают, что смогут его продать, то они будут вкладываться в продвижение. Многие за рубежом так и работают.

- Почему «Курманджан Датка» не вошел в шорт лист?

- Здесь мы должны понять, что с «Курманжан Датка» на самом деле произошло что-то невообразимое. Дело в том, что на «Оскар» нужно начинать продвигать за год. Если посмотрим на примере польского фильм «Ида», то он демонстрировался на кинофестивалях уже с 2013 года. Полтора года рекламы и участия в фестивалях.

24

А что было у нас? Нам правительство сказало, что 31 августа должна состояться премьера фильма. К 15-му августа мы заканчивали фильм. В тот период из кинофестивалей группы «А» был только Монреаль. Это крупный кинофестиваль, который входит в десятку лучших в мире. Прием фильмов на участие закрывался в июне или в мае, не помню точно, и мы отправили туда рабочий вариант, потому что окончательного еще не было, мы не успевали. Участие в кинофестивале группы «А» было необходимо для меня, для моей группы, для всего творческого состава. Слава Богу, что они приняли рабочий вариант и 22-го августа состоялась мировая кинопремьера в Монреале. И потом уже состоялась национальная кинопремьера. Только после началась подготовка к «Оскару».

Но мы успели попасть в пятнадцать фильмов, отобранных на «Оскар». Хотя не было времени на нормальную раскрутку вообще. Фильм по идее мог не попасть даже в лонг-лист. Но мы же не могли сказать в Кыргызстане: «Подождите, ребята, до следующего года. А то мы должны еще проделать кой-какую работу, прокатать фильм по фестивалям и заняться пиаром». Кто бы согласился? И народ был бы прав. Фильм, снятый на государственные, на народные, в первую очередь, деньги нужно показать народу, а не прокатывать на кинофестивалях. Во-вторых, сам фильм не фестивального характера. А там отношение такое: «Патриотические фильмы, ради бога, показывайте у себя и в своей стране». Зачем им наша пропаганда, наши проблемы?

садык5

Фестивальные арт-хаусные фильмы, это авторские фильмы о чувствах, о настроении, но не о патриотизме, тем более, они без батальных и экшн сцен. Экшн - сцены это уже другое. Это Голливуд.

- Мне кажется закономерно, что именно вы начали осваивать Голливуд. Там помимо режиссера, нужен был организатор и бизнесмен.

- Естественно, без этого никак. Речь идет о деньгах и если вы будете ошибаться, то можно сильно прогадать. Нужно много работать, разговаривать, встречаться, прежде чем что-то начнет двигаться. Самое главное, мы доказали, что можем пробиться.

А как была рада наша диаспора. Для них это было какое-то становление даже. Основная масса наших там работают в среднем звене. И тут фильм Кыргызстана с красной дорожкой, блеском вспышек, кучей камер, с голливудскими звездами. А кроме Шэрон Стоун фильм смотрели и другие звезды, просто она затмила всех, все смотрели только на нее. Это был настоящий праздник.

Для меня целых два месяца праздника. Каждый день приглашают куда-то. Мы старались везде успевать. В Бостон, в Гарвардский университет, Нью-Йорк, Чикаго, Сакраменто, Сан Франциско - на каждое приглашение отзывались. Это только то, что мы успели. Там, кстати, еще мой английский с таласским акцентом продвинулся.

Альрудди

С обладателем нескольких «Оскаров» Альбертом Рудди

главным продюсером «Крестного отца».

И все время мы работали. Я понимал, что нужно встречаться, заводить контакты, обговаривать идеи и возможности. Таким образом мы со многими людьми познакомились - продюсерами, музыкантами, актерами. Например, с обладателем нескольких «Оскаров» Альбертом Рудди, главным продюсером «Крестного отца». Ему восемьдесят четыре года. Представители его компании сразу сказали, что встреча продлится пятнадцать минут, в итоге она затянулась на два часа.

Также познакомился со многими лауреатами «Оскара» на вечеринках, в частных беседах. Это были приятные, поучительные и в то же время очень волнующие встречи. Для меня счастье - беседа с умным человеком. В эти два месяца со многими умными людьми довелось пообщаться. Это было очень эмоциональное и ценное время для меня.

- Даже не скучали по Кыргызстану?

- На самом деле не до скуки было. Встречи шли одна за другой. Что я заметил у американцев, если ты говоришь стоящую идею, они сразу это чувствуют. Мы работали с одной кампанией, в нее входят четыре академика «Оскара». Одному из них, Мориссо, семьдесят четыре года, он публицист, принимал участие в четырех «Оскарах» и номинациях. Он сказал после беседы со мной: «Этот молодой человек говорит дело».

А когда здесь в Кыргызстане говоришь стоящую идею, ты почему-то должен доказывать её через унижение, через интриги, через насмешки, что и было в моей кинематографической жизни. Да и у многих кто что-то здесь пытается сделать. Когда я начал продвигать идею фестиваля «Кыргызстан - страна короткометражных фильмов» многие кинематографисты открыто насмехались. Сейчас вы видите каким стал этот фестиваль.

11
с детства увлекался "Манасом"

- Фестиваль прошел на очень хорошем уровне. Я видела всю работу вашей команды изнутри. Уже можно говорить, что это фестиваль международного уровня. Другие ваши проекты в кино тоже успешно работают. В чем секрет?

-Секрет в том, что я не считаю, что кино это удел только элиты. Многие считали и считают, что искусством может заниматься элита и только элита способна оценить его. А я всегда опираюсь на народ. Много предложений было организовать фестиваль на берегу Иссык-Куля, чтобы гости и участники наслаждались видами озера. Но мне нужен народ в кинозалах. Это фестиваль для людей. Нужно было, чтобы просмотровые залы были заполнены. Так и случилось. Меня поняли и поддержали простые зрители. Теперь это дело не умрет. Я могу не заниматься фестивалем, он сам по себе развивается. Я находился в Америке, а мои ребята сами провели фестиваль.

Сегодня соседи в восторге от нашего фестиваля. Я бывал на их фестивалях, там в зале сидят несколько человек. Денег вложено в десятки раз больше, чем у нас, а в зале три человека, а у нас в одиннадцать утра полный зал.

Друзья, приехавшие на фестиваль из Москвы, говорили: «Садык, ты наверное всех насильно загнал». На следующий день смотрят - такая же толпа. Залов не хватало, бывало и такое, приходилось давать дополнительные.

Если дело не становится народным, то это всё - вы должны закрыть его. Слава Богу, у нас получился, действительно, народный фестиваль.

14
с мамой

Также было и с коммерческим направлением в нашем кинематографе. Четыре года назад, я доказывал, что в Кыргызстане будут производиться коммерческие фильмы и надо поддерживать молодых режиссеров. Многие состоявшиеся кинематографисты не жаловали коммерческое кино и молодое поколение. Это была настоящая конфронтация. А ведь мы, практически, стояли перед развалом нашей кинематографии.

Мне удалось убедить маститых режиссеров. Переоборудование кинотеатра «Манас» оттуда и пошло, честно говоря. Эрнест Абдыжапаров со своим мастер-классом тоже внес движение, многие потом поддержали. И что? Сейчас кыргызское кино переживает новую волну. Это же классно. Наши фильмы показывают в наших кинотеатрах и по рейтингам они не уступают голливудским. Мы смогли это удержать и сделали это все вместе. Открыли новую дорогу.

- Я знаю, что вы многим молодым ребятам помогаете, если видите талант. Чего в вас больше режиссера или продюсера?

- Я получаю наслаждение от общественной работы. Видимо, я общественник в душе. Фильм «Курманжан Датка» - хороший получился проект, я потратил на него три года жизни. Но двадцать лет я увлечен общественной работой. Мы подняли «Айтыш»и манасчи, литературный «Калемгер» и молодых писателей. «Айтыш -фильм» поднял молодых кинематографистов в плане съемок, оборудования и технического оснащения. Кинотеатр «Манас» поднял коммерческое кино в плане проката. Международное признание, уважение соседних стран, международные фестивали пришло через Союз кинематографистов.

Но, знаете, все это не учитывалось и в один момент мой друг, кинематографист видный режиссер, сказал мне: «А что ты сделал для кино?» Я говорю: «А что можно еще сделать? Я же и так все делаю, что могу. Помимо всего прочего, я помогаю молодым режиссерам, около 30-40 фильмов снято при моей поддержке». А он мне в ответ: «Ты сам сначала сними фильм, докажи, что можешь».

Вам нужно, чтобы я снял? Ну, хорошо я сниму. Раз это важнее, чем моя работа по организации кино. Вот вам «Курманджан Датка».

4
первый раз в первый класс

Но я думаю, снять фильм это эгоистично. Ты думаешь только о себе, о своем творчестве и о своей славе. Один фильм не поднимет всю кинематографию, поверьте мне. Никогда, какой бы это не был гениальный фильм. Помогает прежде всего общественная, организаторская работа, где вы можете все стороны процесса охватить. Или ты снимаешь один фильм и думаешь только о нем, только ради себя, чтобы показать свое эго и талант. Или ты занимаешься поднятием целого пласта культуры. Я думаю второе важнее и намного благороднее.

- Из Америки вы вернулись с мыслями о продвижении кыргызского кино?

- Естественно. Сейчас в производстве великолепный фильм Мирлана Абдыкалыкова. Уже заканчиваются съемки. Я выступаю его продюсером. Это совместный проект «Айтыш» и «Ой-арт». Думаю в следующем году этот фильм будет с гордостью представлять нашу страну во всех странах мира.

- О чем фильм?

- Это история одной семьи высоко горах. И снято локально в одном месте. Удивительный и при этом малобюджетный фильм. Я показывал его некоторым кинокритикам, моим друзьям и продюсерам. Очень хорошо принимают. Это арт-хаус фестивального формата. Я его буду продвигать на многих фестивалях.

- Получается, все-таки продюсера в вас больше?

1
в армии

- Наверное. Мне кажется, на данном этапе нашего кино это важнее.

Дело в том, что, может быть, характер нашего общества и нашего народа таков, что каждый хочет своё доказать, каждый сам себе гений. Они не понимают, что мы должны быть вместе. Слава одного из нас это наша общая слава.

- Несмотря на критику, фильм « Курманджан Датка» задел какую-то струнку. То есть, режиссер в вас тоже проявился.

- В любом произведении отражается боль автора. Моя боль, что мы не можем прийти к единству в нашей стране. То, что происходило во времена Курманджан Датки, происходит и сейчас. То же самое раздробление и та же самая дележка. Не только на 40 племен. Мы сейчас начали делиться на мусульман, тенгрианцев , баптистов, на городских и мырков, на эмигрантов и патриотов. Кто-то поддерживает Таможенный Союз, а кто-то нет... И, что пугает - все озлоблены очень.

Я хотел сказать этим фильмом – очнитесь, посмотрите как к нам пришла эта независимость, какой кровью, какими жертвами мы ее заработали. И теперь, следуя личным амбициям, готовы потерять ее. Это очень страшно.

Все мои личные мысли отражены в фильме. Я уверен, что со временем этот фильм будет еще больше раскрываться. Советую смотреть его несколько раз. Шэрон Стоун заметила это. Она сказала, что в фильме столько мыслей, даже сравнивала его с фильмами Дэвида Лэйна, а он входит в десятку самых эпических режиссеров мира.

Почему у нас получилось? Потому что вся команда верила, хотела доказать. Это была честь кинематографистов и все понимали, что если провалится проект то все - Кыргызстан закрыт, как кинематографическая страна. «Курманжан Датка»- это первая ласточка, теперь пойдут другие. Уже Шабдан Баатыр» в плане и, уверен, еще будут достижения.

«Курманжан Датка» - это воплощение идей, которые не может осуществить ни парламент, ни государство. Потребность общества в единении очень высока.

элина 2

Элина Абай кызы

исполнительница главной роли в фильме «Курманжан Датка»

Зрители после фильма с другими чувствами выходили и другими глазами смотрели друг на друга. Он изменил их понятия. Мне звонило огромное количество людей, чтобы высказать свои мысли о фильме. То есть, он действовал, не забывался через час. Его анализировали, потом через несколько дней звонили, делились своими переживаниями. Это очень важно.

- Да, все после просмотра обсуждали его. Споры и до сих пор идут. Поговорим об исполнительнице главной роли. Как Элина?

- Она держится молодцом. Видно, что соскучилась немножко по родине. Но я подбадриваю ее. В январе она вернется и у нее тоже открываются очень большие планы.

- В Голливуде высокая конкуренция среди азиаток. Тот же Китай, Япония...

- Это, прежде всего, финансы и возможности. У Элины яркий талант и я очень молю Бога, чтобы нашлись средства для продолжения учебы, жизни в Голливуде.

- Она хочет там остаться?

- Дело в том, что уже поступали предложения. Языковой барьер чуточку мешает ей.

- А что за фильм «9 женщин»?

Актан Арым, Т. Бийназаров менен
Темир Бирназаров, Садык Шер-Нияз, Актан Арым Кубат

Если честно я еще не знаю, не читал сценарий. Мы это обсуждали с Элиной поверхностно. Сейчас режиссер ждет её согласия.

- У нее агента еще нет? Она действует самостоятельно?

- Агента пока нет. Менеджер Шэрон Стоун приглашал ее. У них состоялся разговор.

Предложения есть. Но, знаете, Лос-Анджелес это мельница. Ты едешь в такси и узнаешь, что за рулем тоже актер. Приехал с большой надеждой пять лет назад, а сейчас таксист. Это мельница с механизмом лотереи, должен выпасть счастливый билет. Очень трудно пробиться в Америке. Но я знаю характер Элины и если она, действительно, захочет, то она сможет.

После фильма «Курманжан Датка» она уже снялась у знаменитого казахского режиссера Ермека Турсунова. Он снял «Келин», вошедший в свое время в шорт-лист «Оскара». Элина сыграла главную роль в его новом фильме. По отзывам, оператора Мурата Алиева, он же снимал нашу «Курманжан Датку», все прошло хорошо.

- Вы не думаете идти в политику?

IMGP1709 - Это очень сложный вопрос. Я хочу роста и процветания нашей страны. Но общество и элита настолько коррумпированы, что никто не может с этим бороться. Все смирились что-ли. У меня это вызывает такое щемящее чувство. Ведь с этим реально можно побороться. Это возможно. За свою жизнь я поработал с тысячами людей. Общество у нас на самом деле очень хорошее. И если ты сам показываешь пример, то они будут работать и будут вкладывать свои силы в процветание Кыргызстана.

Когда-то я уже говорил, что нужны идеи. Вот была идея «Курманжан Датка». За эту идею сто пятьдесят профессионалов два с половиной года работали за пять тысяч сомов. Они все профессионалы высокого класса, но работали за такие деньги потому, что была настоящая идея. Люди готовы умереть за идею - 7-е апреля тому доказательство - не то что отдать время и силы. Мы должны найти идею и люди поддержат.

Кыргызстан не находится в кризисе на самом деле. Ну, какой у нас кризис, когда рестораны даже в понедельник забиты. Раньше только по выходным были заняты и всего-то четыре ресторана работали на весь город. Сейчас сотни и сотни кафе, ресторанов, все забиты людьми. Приглашают на свадьбы тысячи человек. А машин сколько. У нас огромные пробки на дорогах, все на иномарках. Мы перешли от однокомнатных хрущевок к элитным домам, с ванной комнатой в 40 кв.м и джакузи.

IMGP1065 Так в чем проблема? А в том, что кризис у нас в душе. Вот это и есть проблема. Надо дать народу идею. И быть самому примером. Тогда будет успех. Я верю в это, я видел как это работает, когда основывал Общественный фонд «Айтыш». Мне говорили, что это архаичная идея, что этот вид искусства умирает. А народ поддержал, также как и молодые писатели с «Калемгером». Кинематографисты говорили, какой «Айтыш фильм»? Закрывайся, это банкротство. А сейчас «Айтыш-фильм» одна из ведущих кинокомпаний. Нужно верить и трудиться, и идти вперед. Надо подавать пример.

Но в части политической карьеры лично для себя, когда видишь грязные игры политиков и сравниваешь с возможностью творческого пути, ты стоишь перед большим выбором. Это очень сложно.

Когда нормальные люди хотят что-то делать, у нас их клюют в открытую. Мы все такие. В моем фильме есть этот конфликт. Когда Курманджан Датку не понимают, отказываются сражаться, потому что она отправила письмо Алымбек Датке.

Снимать кино и делать общественную работу это тоже немного эгоистичнее чем заниматься большой политикой. Не знаю, насчет ухода в политику. Но одно могу точно сказать, что в любом месте я буду работать за будущее Кыргызстана. Всей душой.

- Кто ваши родители?

35
мама Садыка с внуками

- Мой отец был ветеринаром. В советское время он по долгу службы часто ездил в командировки. Долго работал на юге. Старший брат и другие дети росли там. Мама домохозяйка, колхозница.

- Сколько вас в семье?

- Было восемь. Я седьмой. Два моих брата умерли. Сейчас нас шестеро.

- У вас была состоятельная семья ?

- Совсем нет. Мы жили в очень стесненных обстоятельствах. Старший брат моего отца рано умер и четверо его сыновей росли с нами.

- Когда вы решили стать режиссером?

- Это моя мечта с детства. Я не мог воплотить ее, потому что нужно было встать на ноги. Никаких иных возможностей и близко не было. К этому я шел очень долго.

- Какое у вас образование?

DSC_0057 - Первое — машиностроительное. Я учился в прекрасном техникуме возле кинотеатра «Россия». Там были замечательные преподавателями. Они давали очень крепкую базу знаний. Потом я получил юридическое образование. Позже учился на режиссера, и далее на продюсера. Правда я не закончил последнее, потому что у Александра Роднянского, который нас обучал, начались проблемы. То ли фильм не очень удачный вышел, «Обитаемый остров», то ли еще что-то. Но он просто перестал приходить на занятия. Мы тогда отучились уже год, оставалось еще восемь месяцев. Месяц я ждал, но занятия так и не возобновились, я не захотел просто так сидеть в Москве и вернулся в Бишкек, не окончив его курс. Но и год, честно говоря, дал многое.

- Кем вы были до того, как стать режиссером?

- Я занимался бизнесом, общественной работой. Потом стал помощником депутата, так началась карьера госслужащего. В 34 года меня избрали заместителем омбудсмена, дали «генеральское» звание - государственный советник госслужбы. У меня была персональная машина, водитель и так далее. Но однажды, где-то полтора года спустя, прихожу на работу, смотрю на свое рабочее место и думаю: «Садык, если ты сегодня же не напишешь заявление об отставке, то через шесть месяцев ты станешь другим человеком и уже никогда не снимешь фильм. Ты предашь свою мечту и всю жизнь будешь жалеть об этом.» В это день я написал заявление об увольнении. А тогда рассматривал это дело парламент и куратором был Исхак Масалиев.IMG_5170 Он меня так ругал, напоминал, что меня выбирали целый день из девятнадцати кандидатов, депутаты без обеда до вечера сидели. Он спросил меня: «Ты что делаешь?» Я ему: «Кино хочу снимать». А он в ответ: «Дурак ты». Еще шесть месяцев парламент не отпускал меня. Заявление я написал в 2006 году, а поступать в Москву поехал в 2007 году. В Москве на Высшие режиссерские курсы был такой большой конкурс, что я даже подумал, может, слишком поспешил. Может быть, нужно было сначала поступить, а потом заявление писать. Но слава богу я поступил и проучился у великого мастера режиссера Хотиненко.

- Потом вы «Айтыш - фильм» открыли?

- «Айтыш фильм» был создан в 2006 году. Мы с Темиром Бирназаровым поехали в Дубаи, привезли оттуда новое оборудование. Помню это огромные деньги были, 50 тыс долларов мы потратили на закупки.

- Вы не бедный человек судя по всему. Как вы заработали свой капитал?

- Основной бизнес у меня получился с обменом валют. Я помню, тогда мы мелом писали все цифры, а а поскольку у меня машиностроительное образование и черчение я хорошо освоил, то решил, что нужно сделать вставные цифры. Помню очень долго ругались,78 я всем доказывал, что это удобно. А они не верили. И что удивительно, сейчас по всему городу мои вставные цифры, ничего не изменилось по размеру, по виду. Иногда думаю, если бы в Америке дело было, я бы запатентовал и миллионы заработал на этом. Весь город, вся республика пользуется ведь.

- Вам чиновничья работа не понравилась?

- Мне любая работа нравится. Я себя настраиваю. Могу делать любое дело и с любым человеком. Ненавижу когда мне говорят, что с тем или иным не могут сработаться. У меня нет такого оправдания. Я говорю своим ребятам: «Забудьте слово «невозможно». Выкиньте его из своего лексикона. И не говорите, что с кем-то не можете работать».

Везде есть проблемы. Их просто надо решать. И в чиновничьей работе тоже. Я же поработал министром культуры ипонял, что всегда можно подойти творчески к работе.

Однажды в бытность министром мне сказали, что в театре ТЮЗ какая-та группа агрессивно настроенных женщин, хочет встретиться со мной. Оказывается, в театре был зал, где дети занимались танцами, их хотели выселить. Они были крайне возмущены. Я их выслушал, потом сказал: «Если вы так переживаете и хотите чтобы дети занимались, то посмотрите сначала на состояние театра, на его фасад. Вы говорите великие вещи. Так поучаствуйте в ремонте. Я готов вложиться, давайте и вы вкладывайтесь, вместе сделаем ремонт. Все получилось. Театр отремонтировали, дети занимаются. В любом деле есть своя прекрасная сторона, нет ничего скучного. Нужно находить интересную сторону дела в любой работе.

28 - Поговорим о личной жизни. Кто ваша жена?

- По профессии она врач - гинеколог. Она также прошла обучение по специализации «акупунктура». Однажды она мне говорит: «Ложись, я сейчас буду делать тебе иголки. Лечить буду». Уложила, воткнула иголки и спрашивает, больно мне или нет. Целую неделю ставила иголки. Я привык к ним, как наркоман. Послушно ложился каждый день. Через неделю она перестала меня лечить и я спросил: «Почему ты не делаешь мне иголки? Мне понравилось». А она мне: «Да я уже свою куклу нашла». Оказывается, она потеряла специальную куклу с точками и я неделю был в качестве подопытного кролика.

- Как познакомились ?

- Это было 1 мая в 1993 году. Меня один мой знакомый - младший товарищ - хотел познакомить с другой девушкой, а я увидел ее. Она мне понравилась настолько, что я стал нести всякую чушь и не мог остановиться в течении тридцати минут.

- Долго встречались?

- Шесть месяцев, а потом мне не дали опомниться, и я женился.

27 - Сколько у вас детей?

- Трое. Два сына 19 и 15 лет и дочка 13 лет.

- Вы хороший муж?

- Великолепный (смеется). Я так думаю, но уверен многие могут поспорить с этим. Жена особенно. Шучу, конечно, но могу сказать, что я благодарный муж.

- Кто у вас хозяин в семье?

- Я не верю когда говорят, что муж - главный в семье, потому что потом все равно выясняется, что решения за женщиной. Просто это делается очень умно со всеми этими штучками женскими. Бедный мужчина считает, что он решил. А за него уже все решено давно. Но в этом и есть великолепие семейной жизни. Даже анекдот вспомнил: Биринчи балага чейин: «Эй, катын». Экинчи баладан кийин. «Эй, катын жан», - деп калат экенсин. Учунчу баладан кийин. «Эй, катын байке», - деп калат экенсин.

Я видел в жизни очень много грозных и сильных мужчин, которые счастливо живут под каблуком у жены.

32 - У вас есть недостатки?

- Я бываю очень вспыльчив, потом жалею об этом. Иногда корю себя за лень. Очень люблю поспать. Не слежу за своим весом. Курю много. Я бросил курить, когда прочитал книгу «Как бросить курить...» Полтора года не курил, но потом меня попросили сняться в роли судьи, который курит и меня снова затянуло. Но знаю, что смогу бросить.

- Есть люди которых вы не любите?

Честно говоря, нет таких. Есть, с кем я спорю временно, может быть, они думают, что я их не люблю и что-то против делаю. Но голову на отсечение даю, нет для меня абсолютно ненавистного человека. Меня многому научила работа заместителя омбудсмена. Командировки, города, страны, заявления граждан, работа с самыми разными людьми.

- А женщины какие нравятся?

- С естественным шармом. Красота не главное, женщина должна быть умной. Умные люди, вообще, вызывают у меня особый восторг.

- Как у режиссера у вас не возникало увлечений на съемочной площадке?

- Нет. Это исключено. Я всегда знаю, что есть грань, которую нельзя переходить. Я холодный, в общем-то, в этом отношении.

77 Когда меня человек видит впервые, он никогда не подумает, что я режиссер. Скорее, посчитает, что я какой-нибудь башкарма или близко к этому.

- Бывали у вас в делах неудачи?

Разумеется. Настоящую удачу учишься видеть через опыт неудач.

Помню я ферму открывал. Коров разводил. Животные вдруг стали умирать, не знаю кто помогал им в этом. Может быть, охранник? Бедные коровы странным образом начали гибнуть и пропадать. Это был полный провал. Да, в общем-то, много было неудач по бизнесу. Но в общественных делах мало. Здесь я почему-то хорошо вижу направление. Мой девиз – нужно браться за работу там, где тяжелее всего. Я всегда так говорю молодым соратникам и своим детям. Где легко - все могут. И, главное, думают, что никто не заметит, что они ищут легкие пути. Все заметят. Ищите где трудно и там работайте от души.

Мне в кинематографии было интересно, потому что это самая трудная часть культуры. Казалось, что это, вообще, не подъемно. Вся отрасль развалена была. Но она ведь встала на ноги. Значит можно было, оказывается, что-то сделать. И если такую глыбу мы смогли поднять, значит и театр поднимем, и оперу, и балет... И страну поднимем, если будем трудиться от души.

Венера Джаманкулова, специально для AКИpress, расшифровка текста А.Курбановой