О детстве
Я являюсь потомком общественного деятеля Жусупа Абдрахманова. Мы родом из села Жаркымбаево (Каминка). Очень давно мой дедушка Урумкан не поладил со своими родственниками и навсегда уехал из родного села. Таким образом, мы оказались оторванными от своих родственников. Потом он переехал жить в Каракол. Родились дети, мой отец в семье был старшим. Он был лесником, мама тоже вырастила не одну тысячу елок. Мне порой кажется, большая часть тянь-шаньских елей, лиственниц, растущих в горах Иссык-Куля, - ее рук дело. Все свое детство я провела среди этих елок. Мы ухаживали за ними, пололи грядки. Я выросла в горах, потому что мы жили там очень долгое время, и в город нас, детей, отправляли только чтобы учиться, поэтому я очень близка к природе. Из детства я запомнила одну из самых интересных традиций нашей семьи. Не было ни одного года, чтобы у нас в доме на Новый год не стояла елка, самая настоящая, зеленая и очень большая. Отец сам вырубал ее и сам привозил домой. Мы всей семьей собирались, чтобы ее нарядить, у нас в то время были очень большие и красивые игрушки. До сих пор с теплотой вспоминаю эти новогодние праздники.
В детстве я была очень озорным, живым и шаловливым ребенком. Была капризной, но меня очень любили в семье, потому что я могла без умолку говорить и рассказывать разные истории, порой даже выдуманные мной.
Училась по настроению, были и тройки, но когда я бралась основательно за учебу, то становилась отличницей. Училась с переменным успехом — то ударница, то отличница. Я была активистом всегда и везде, неформальным лидером. Участвовала во всяких танцевальных конкурсах, занималась гимнастикой, пела в хоре. И сейчас я понимаю, что мое детство можно назвать счастливым.
Как все начиналось
Я училась на иностранном факультете университета им.К.Тыныстанова в городе Каракол по специальности «преподаватель английского языка». Никакого стремления быть журналистом у меня не было. На 1 курсе изучала арабский язык и потихоньку думала осваивать именно профессию преподавателя. Хотела стать преподавателем еще в детстве.
Когда училась на 3-м курсе, в Караколе открылось местное телевидение под названием «Экологическое молодежное телевидение» (ЭМТВ) и набирало обороты. Где-то я увидела объявление о кастинге. Знакомая моей подруги работала на ЭМТВ. И девочки мне предложили: «У тебя такой подвешенный язык, не хотела бы ты попробовать себя в качестве журналиста?». И я решилась. Кастинг я прошла, меня приняли на работу. Очень много я не знала, и пришлось пройти через массу трудностей. Меня настолько гоняли, что были и слезы. Но мой настырный характер помог мне выдержать первые испытания судьбы. Я могла бы развернуться и уйти после всего, что я там пережила, но я решила остаться, потому что хотела доказать этим людям, которые довели меня до слез, что я непростой человек и со мной так нельзя. Я решила доказать, что буду хорошим журналистом. Чтобы ни от кого не зависеть, научилась видеомонтажу своих материалов, очень многие вещи пыталась делать сама. Много училась и работала над собой. Преподавательская деятельность и журналистика — это немного разные вещи. Человек, который ничего не понимает в журналистике, не может сразу делать что-то хорошо в этой сфере, разве только писать. Я прошла около 10 семинаров международной организации «Интерньюс», это была именно та школа, благодаря которой я получила базовые знания в сфере журналистики. В то время это была действительно очень сильная школа тренеров, которые приезжали из разных стран, в основном из России.
После окончания учебы в университете и двух лет, проведенных в телекомпании «ЭМТВ», приехала в Бишкек покорять столицу.
О карьере
В Бишкеке я решила устроиться на телеканал «Пирамида», но меня сначала на работу не взяли, сказав, что у них нет вакансий, но все же я оставила свое резюме. Однако меня приняли на работу в общественную телерадиокомпанию «КООРТ». Начинала свою деятельность с простого корреспондента, отдельной редакции. Поработала 2 недели и меня вызвало руководство «Пирамиды». Ознакомившись с оставленным мною резюме, они меня разыскали через знакомых. Тогда «Пирамида» была самая популярная телестанция в стране, и я даже не раздумывая перешла туда работать. Эта было второе и, пожалуй, самое трудное испытание судьбы. И понимая всю ответственность ситуации, я стала день и ночь в буквальном смысле работать над собой. Когда перестанешь работать над собой, вершины для тебя будут непокорны. Днем я выдумывала свои темы для сюжетов, разрабатывала их и выдавала в эфир, потому что обычно после распределения тем на планерке мне как начинающему журналисту ничего не доставалось. А по ночам сидела и читала книжки, чтобы улучшить свой русский язык. За два года прочитала очень много книг, даже за Ницше взялась, но в большей степени увлекалась русской классикой, из которой ближе всего мне был Чехов.
Вот так и шла по пути становления, из простого редактора я стала парламентским корреспондентом. После мартовской революции меня пригласили на НТС специальным корреспондентом. Специальный корреспондент на информационном пространстве — это высшая должность, к которой может стремиться простой журналист телевидения. Я, естественно, согласилась, потому что пригласили очень компетентные люди. Потом новое руководство НТС оценило мои знания и опыт и дало возможность реализовать себя. И тут я думаю, судьба решила-таки сделать мне подарок, я встретила человека, который изменил мое восприятие жизни и отношение к журналистике в целом. Благодаря тому руководству, которое было на этом канале, я многого достигла. Потому что очень приятно работать с профессионалами. Именно поэтому с этим руководством я и ушла на «Пятый канал». Мы, несколько человек, принимали активное участие в создании этого популярного на сегодняшний день телеканала. Потом мне предложили должность заместителя генерального директора НТРК.
Об НТРК
Я не думала быть генеральным директором. У меня есть амбиции, они здоровые, слава богу, и для меня неважно: генеральный директор, заместитель или просто журналист. Для меня важно выполнять свою работу честно и хорошо, чтобы потом не стыдно было людям в глаза смотреть. Если человек трудолюбив, нет разницы, женщина или мужчина руководитель. Есть очень слабые мужчины, которые устают быстро, или они на самом деле ленивые. Я себе сразу поставила цель — необходимо оправдать то доверие, которое было мне оказано. У меня очень простое прошлое и нет величественных покровителей и мне своим трудом нужно показать, что я могу. Можно сказать, что я человек из народа.
Думаю, сейчас идет правильная кадровая политика, когда руководство страны направляет свои действия на развитие Кыргызстана и для этого приглашаются в управление люди, компетентные в своей области.
Не сегодня, не завтра, но уже в ближайшее время у нас на телевидении можно будет увидеть интересные проекты. У нас есть таланты и профессионалы. В целом ситуация на НТРК неплохая, потому что реформы, которые начал предыдущий руководитель, помогли в том плане, что громоздкая система была изменена. Штат сокращен до предельной численности, из 1600 человек сегодня на НТРК работают чуть больше восьмисот человек. Сейчас перед нами стоит задача продолжить все начатое и довести дело до конца, надо улучшить наш эфир. Сейчас мы стараемся обновить контент, с нового года у нас будет немного улучшенная сетка вещания, появится около 10 новых проектов, направленных на образование и развитие культуры.
Техническое состояние канала оставляет желать лучшего. То же самое касается и радио. Без финансовой поддержки нам не обойтись. Оборудование требует если не обновления, то хотя бы хорошего ремонта. Однако существующее оборудование уже и ремонту не подлежит, его необходимо списывать и покупать новое. Мы живем в век высоких технологий, зритель хочет смотреть продукцию хорошего качества. А с тем оборудованием, которое у нас есть, этого достичь невозможно. Но для того, чтобы изменить ситуацию, необходима поддержка со стороны правительства.
Если у нас будет достаточно видеокамер, монтажные столы будут в хорошем техническом состоянии, передвижная телевизионная станция будет работать без сбоев, и будет достаточно средств, чтобы изменить освещение в студиях, поменять эти убогие декорации на новые, тогда и телезрители начнут видеть, что есть движение в лучшую сторону и, возможно, сотрудники первого национального канала, увидев все это, начнут работать. А у нас даже нет фабрики новостей. Мы сейчас по своему развитию отстаем от других телерадиостанций на 10 лет. Только мы знаем, как по ту сторону телеэкрана идет ожесточенная работа инженеров, режиссеров, операторов, журналистов, чтобы каждый день выдавать чистый эфир. Если мы хотим иметь эффективное национальное телевидение с качественной продукцией, необходимо вкладывать средства. Хотя бы на обновление оборудования. Одна надежда, что депутаты и правительство пойдут навстречу и рассмотрят вопросы бюджета.
О семье
Я могу назвать свою семью прочным тылом. В прошлом году у меня появился ребенок, отец которого души в нем не чает. Мне повезло, что меня окружают те люди, которые меня понимают. Моего мужа можно назвать человеком состоявшимся, в свое время он очень многое сделал для страны, и сегодня этим он может гордиться. Поэтому он дал мне возможность реализовать себя. Он не имеет никакого отношения к журналистике, он военный. Конечно, разрываться между сыном и работой оказалось сложно, и здесь возникла проблема, потому что он еще маленький и ему надо уделять много времени, и естественно, он мне многого не прощает. Я стала для него приходящей мамой. Сын до сих пор не может определить, как меня называть. Благо, что у ребенка есть три матери, я, которая родила его, моя сестра, которая воспитывает, и крестная мама, которая заботится о нем, как о собственном ребенке. Сыну еще нет и двух лет, но он очень требовательный и ревнивый, в отличие от мужа. Я ухожу, он еще спит, прихожу, он уже спит. Поэтому, когда вечером я еду домой, я молю бога, чтобы сын не заснул, дождался меня. В последнее время он так и делает, он ждет меня с работы, ребенок даже поменял свой режим сна, не укладывается, пока меня не увидит. Ну ничего, когда вырастет, будет гордиться своей мамой.
О политике
Я поддерживаю политику, проводимую сегодняшним руководством страны. Я чувствую, что уверена в завтрашнем дне. Не только потому, что я стала генеральным директором. Мы видим продвижения в сфере экономики. Вот например, моя мама еще 4 года назад получала всего 400 сомов пенсии, сегодня размер ее пенсии составляет около полутора тысяч сомов. Сегодня это, конечно, кажется очень маленькой суммой, но для человека, который и не надеялся на столь значительное повышение за столь короткий срок, это существенные деньги. Ей хватает, тем более что мы помогаем. И еще раньше, когда я в качестве журналиста ездила за рубеж, к нам относились, мягко говоря, с пренебрежением, а сейчас к нам относятся с интересом. Нас начали уважать и не только на постсоветском пространстве, а это, я думаю, главное.
О планах
Мне хочется в качестве руководителя внести свою лепту в развитие государственного телевидения. Я должна это сделать и стараться, чтобы канал стоял хотя бы на уровне других станций и чтобы с нами считались, нас любили, нас смотрели. Главное — быть конкурентоспособным в отношении телерадиостанций других стран, которые вещают на территории Кыргызстана, и производить хорошую продукцию.
Мой характер после назначения не изменился. Просто стала требовательнее к себе. Я из той категории людей, которые трезво оценивают существующее положение. Главное не прийти и занять руководящий пост, а понять, что на этом посту ты можешь сделать лучше для развития своей страны. Раньше я работала очень много, теперь работаю еще больше. Я и перед собой поставила очень сложную задачу - сделать из НТРК смотрибельный канал. Ничего не обещаю, буду только работать.
О свободе слова
Все познается в сравнении, в частности приходится сравнивать себя с журналистами постсоветских стран. Наши журналисты, в нашей стране пишут все, что хотят. И это свободно уходит в народ, и люди читают их. У нас есть свобода слова. Другой вопрос в том, как сами журналисты пользуются этим Словом. Очень многие журналисты используют самоцензуру. Это зачастую происходит из-за того, что некоторые работники массмедиа не уверены в том, что они пишут, или зачастую некомпетентны в тех вопросах, которые они хотели бы поднять. Но есть и другая сторона вопроса, когда журналисты используют страницы печатных изданий и экран для сведения счетов с отдельными людьми. Когда журналисты по «черному» критикуют отдельных лиц, основываясь только на догадках, предположениях, слухах, и делают свои же собственные прогнозы, вот это опаснее, чем самоцензура. Для начинающих журналистов это служит плохим примером. Но, конечно же, не обходится и без исключений. Как человек, который очень долго проработал в частных телекомпаниях, я знаю, что такое критика и как, и для чего приходится критиковать «властьимущих». Сегодня я могу сказать, что главное — знать меру во всем и никогда не забывать, что мы, кыргызстанцы, должны работать на развитие, а не на разрушение.
О целях
У каждого из нас своя история и судьба. Надо ставить те цели, которые ты можешь преодолеть, и поэтапно выполнять их. Когда ты сразу ставишь перед собой высокую цель и идешь к ней напролом, не замечая ничего вокруг, то ты рано или поздно сломаешься или тебя сломают. Когда ты идешь по ступенькам, добиваешься одной цели, потом второй, и жить интересней и ты знаешь цену своим достижениям.
Подготовила Наргиза Мансурова // АКИpress